Предлагаю вашему вниманию мой личный список лучших песен русского рока. Он претендует на некоторую обьективность, но лишь на некоторую. Русский рок, по-моему мнению, немыслим без большинства песен в этом списке. Они с одной стороны, достаточно известны и оказали влияние на рок-сцену и на русскоязычных людей в целом, а с другой – нравятся лично мне. Остальные песни попали в этот список, исходя из моих субьективных вкусов: я посчитал, что эти песни, несмотря на их сравнительную неизвестность, достойны попасть в “50 Лучших.”
Повторяю: в этом листе есть и обьективность и субьективность. В качестве примера, могу сказать, что лично мне любая песня на последних трех альбомах Кино нравится больше, чем любая песня Зоопарка, но не вставить Зоопарк в этот список было бы неправильным, исходя из эго огромного влияния на русский рок. Кто-то может удивиться, увидев, что Наутилус в списке появляется 6 раз, а Ария – 3, хотя Наутилус был «на плаву» от силы 6 лет, а Ария – 20, и количество шедевров у них вполне сопоставимо, да и слушаю Арию я сеичас намного больше, чем Наутилус. Но все хиты Наутилуса оказали такое колоссальное влияние на «народ», что не включить их в список просто невозможно. У Арии мне многие песни нравятся больше чем “Воля И Разум,” но без этой песни тоже нельзя представить ни один хит парад. С другой стороны, несмотря на большое влияние песни Аквариума “Электрический Пес,” мне она всегда казалась довольно посредственной, а “влиятельных песен” у Аквариума много, так что выбрал я другие, а не “Пса.” Вот вам и комбинация обьективности с субьективностью.
Заранее предвкушаю комментарии типа “Почему в список не включена песня _____ группы _____ ?” и “Аффтар ох**л фканец!” В ответ на это вежливо отвечаю: “Во-первых, список, в отличие от гондонов, не резиновый. Выкинуть Бригаду С, чтобы вставить Аукцыон, я не могу. Во-вторых, от некоторых песен в нем я балдею в 100 раз больше чем от некоторых известных хитов, для которых места не нашлось.” Также хочу сказать, что я Башлачева уважаю и все такое, но рокером его можно считать с большой натяжкой.
Далее. Определение “рока” – вопрос открытый. Мы можем спорить, что такое «рок» до синевы. Все песни включенные в список я считаю роком. Если вам он не нравится, можете составить свой, и мы поспорим, почему вы считаете “Город Золотой” роком, а “Атас” – нет.
И последнее. Собственно «мясо» этого опуса – это не «Список 50», а комментарии к нему. Проделав весьма основательную двухмесячную работу, я собрал некоторые высказывания относящиеся к «Первым 50-ти» песням. На мой взгляд, они достаточно информативны и могут представлять интерес и для других людей. Некоторые из них принадлежат людям, принимавшим активное участие в российской рок-музыке, некоторые – журналистам, а некоторые – просто взяты с интернета.
Короче, ВОТ ВАМ:
SENTINEL’S “50 ЛУЧШИХ ПЕСЕН РУССКОГО РОКА”
50. НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС “Взгляд С Экрана (Ален Делон)”. В. Бутусов – И. Кормильцев, В. Бутусов. Альбом «Разлука» (1986), перезаписана для альбома «Князь Тишины» (1988) и живого альбома «Некомуникабельность» (1989). Основную мелодию сочинил клавишник В. Комаров. Одна из знаковых песен эпохи.
«Слава неожиданно сообщил, что решил подарить Илье на день рождения песню. Тогда и выяснилось впервые под музыку, что "Ален Делон не пьет одеколон". Фокус был в том, что Илья-то написал "легкий" текстик про глупенькую девочку из многоэтажных кварталов, единственным утешением для которой посреди фантасмагории пролетарского бытия стала фотография на стене. Слава воплотил этот текст в сочинении почти трагическом, чем поэта привел в чувство воодушевленного недоумения... Однажды вечером, когда по-обыкновению пили у Белкина горячительные напитки и с упоением спорили, Шевчук пошел в атаку и заявил, что "по-настоящему" у Бутусова песни получаются только на свои тексты.
– Например? – осторожно спросил Слава.
– "Ален Делон", например! – отрубил Юрка.
С тех пор Бутусов с Кормильцевым стали гораздо друг к другу ближе. Но оба всегда и со вниманием прислушиваются к словам Шевчука» (И. Кормильцев)
«В песне рассказывается совсем несмешная история про девочку, живущую в страшном, нечеловеческом, вечно пьяном мире. А отец, «приходя, не находит дверей и плюет в приготовленный ужин»... И страшнее всего чувство трагической зацикленности этого мира: муж этой девочки, с которым она познакомится на одной из пьянок у подруги, будет точной копией ее отца. И единственное человеческое лицо в галерее монстров — наклеенная на стенку фотография актера. Но «Ален Делон говорит по-французски», поэтому он не поймет девочку из Свердловска, и ничем ей не поможет, так же, как Ване Жукову не поможет его деревенский дедушка» («Московский Комсомолец»)
«В Ташкенте на базаре мы купили резиновую змею и затолкали ее в саксофон Могилевскому. На концерте до «Алена Делона» саксофон стоял себе в сторонке и никого не трогал, а песня эта шла пятым или шестым номером, поэтому уже все забыли о змее. И вот наступает время, Алексей берет саксофон, а оттуда — морда змеиная. У него сразу мысли: Ташкент, гадюки, гюрзы, мгновенная смерть. И мгновенная реакция — Могилевский отпрыгивает на три метра в одну сторону, саксофон летит в другую. Когда он вообще убежал за кулисы, зрители недоумевали — вроде должно быть саксофонное соло, а тут такие непонятные перемещения в пространстве. За кулисами Алексей понял, что это шутка, а также — чьих рук это дело, и пошел бить Кормильцева. Илья, как увидел Могилевского, сразу перестал смеяться, потому что никогда такого не бывало, чтобы Алексей ушел с площадки прямо посреди песни, да еще и с таким лицом» (В. Бутусов)
«Я люблю эту песню, у меня она записана на кассете. Считаю эту композицию потрясающим критерием своего успеха в России» (А. Делон)
49. БРИГАДА С “Бродяга”. И. Сукачев, К. Трусов – К. Кавалерян. Впервые появилась на мини-альбоме «Бригада С» (1987), а вслед за ним – на альбоме «Я Обожаю JAZZ» (1989). Постоянный номер концертов в участвием Сукачева.
«В далекое прошлое ушли года, когда осоловело звучали «Моя маленькая бейба» и «Бродяга» - ирония и романтика перестроечных лет» (неизвестный автор)
«"Есть песни, которые тебя вытаскивают тебя из любой депрессии, и дают хорошего пинка под зад… Бригада С «Бродяга»" (С. Сурганова, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ)
48. ДДТ “Просвистела”. Ю. Шевчук. Выпущена как сингл в 1998 году, потом включена в сборник «Просвистела: Главные Песни» (1999), также на концертном альбоме «Два Концерта: Акустика» (2001).
«Это такая "народная", как я ее называю, песня, из тех, которые пишутся у меня постоянно. Она стилистически в новое звучание группы не вписывалась, и мы выпустим ее отдельно. Это песня о том, как наши парни в рай поехали» (Ю. Шевчук)
«Следующая песня была "Просвистела", и к тому, как исполнял ее зал в Харькове, в Киеве добавить нечего. Исключительное состояние ощущения братства и любви между самими зрителями, а также зрителями и группой... Добавив джазовых изощрений (красиво в течение нескольких минут поработали дядя Миша и дядя Ваня в соло-дуэте на духовых) в середине и в конце номера был передан "Привет Киеву от питерского джаза"» (С. Литвинов)
47. ЗООПАРК “Лето”. М. Науменко. Альбом «Майк: LV» (1982). Альбом был записан вне рамок Зоопарка отчасти из-за отсутствия на момент записи в городе А. Храбунова и А. Данилова, а также из-за первоначальной идеи «акустического альбома», тем не менее некоторые песни оттуда стали постоянными номерами концертов ЗООПАРКА. Песня «Лето» написана для В. Цоя, в ответ на его «Весну». Впоследствии неоднократно появлялась в репертуаре других групп: СЕКРЕТ, КРЕМАТОРИЙ, НАИВ, и пр.
«Мы очень любим старые рок-н-роллы и ритм-энд-блюзы и стараемся играть их в очень старой манере. Просто иногда я пишу песни, посвященные каким-то своим знакомым, которые играют всякие хулиганские музыки» (М. Науменко)
«Это кавер-версия знаменитой песни Майка Науменко и гр. Зоопарк. "Лето" мы записали еще в конце 2001 года со звукорежиссером Андреем Ивановым (МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС). Это единственная песня, которую мы записывали с ним. Мне кажется, получился ломовой рок-звук. На записи среди хоровых подпевок вы можете различить голос сына Майка Жени "Beerman" Науменко» (А. Иванов, НАИВ)
46. БРАВО “Дорога В Облака”. Е. Хавтан – В. Сюткин, С. Патрушев. Заглавная песня альбома «Дорога В Облака» (1994), также выпущена синглом. Один из последних хитов БРАВО периода В. Сюткина. Видеоклип на эту песню снял А. Береснев. Впоследствии вошла в сольный репертуар В. Сюткина.
«Браво тоже сыграли традиционно хорошо и уверенно. Годы летят, но "Дорога В Облака" и "Ветер Знает" не стареют и не собираются. Значит, они уже стали настоящей классикой настоящего рок-н-ролла» (неизвестный автор)
«Сегодня ехал в маршрутке, в салоне заиграла песня группы Браво "Дорога в облака". Пробило на ностальгию. Вспомнил, что эта песня крутилась в голове лет 10 назад когда я прогуливал школьные уроки, потому что в школе было скучно и однообразно а я был мальчиком романтичным и мне не хотелось скучать...» (неизвестный автор)
45. НОЛЬ “Человек И Кошка”. Ф. Чистяков. Альбом «Песнь О Безответной Любви К Родине» (1991). В песне просматривается некоторое влияние гр. SLADE “In For A Penny.” Вскоре после выхода альбома, Чистяков попал в тюрьму за нанесение тяжких телесных повреждений и попытку убийства одной своей знакомой. Пока он отбывал заключение, на песню был сделан анимационный видеоклип. Песня вошла в саундтрак гоблинского перевода «Две Сорваные Башни».
«Зашли мы как-то к одному человеку, посмотреть его гитару. А он жил в такой квартире, где нет коридора. И прямо у порога стояло блюдце с молоком для кошки. А я вошел и прямо в блюдце наступил... Ну и вообще, это грустные были обстоятельства – человеку жить не на что, гитару продает... И это натолкнуло меня на мысль: "Человек и кошка плачут у окошка"» (Ф. Чистяков)
«Песни Феди Чистякова «Человек и кошка», «Иду, курю», «Песня про настоящего индейца» стали классикой российской рок-музыки» (Н. Садовская)
44. ЛЕНИНГРАД “WWW”. С. Шнуров. Написана в 2001 году, исполнялась живьем, вошла в альбом «Пираты XXI Века» (2002). Один из первых рок-хитов нового тысячелетия, два месяца провела на вершине хит-парада «Чартовой Дюжины». На песню был сделан анимационный видеоклип.
«Под «WWW», «Камон эврибади», «Собаку Баскервилей» и другие песни, названия которых я не привожу из морально-этических соображений, ноги помимо воли сами пускаются в пляс» («Music.com.ua»)
«Не без очевидной пользы для себя Ленинград продемонстрировал не шибко умной публике матрицу косо понимаемой ею "крутизны". Шумно, весело, по-хулигански. Вволю отсмеявшись, данная публика вдруг замечает, что кто-то продолжает смеяться, но смеются уже явно над ней. Нельзя сказать, что этот типичный закос под "лоха" изощрен в плане черного юмора, но зато нет здесь осадка от случайных ассоциаций, отрицательно действующих в первую очередь на тех, кто воспринимает все слишком серьезно» (С. Жариков)
43. СЕКРЕТ “Беспечный Ездок”. Н. Фоменко – М. Леонидов. Альбом «Ленинградское Время» (1989). В сборник «Секрет, Vol. 1 & 2» (1994), вошел другой вариант этой песни, с колокольчиками. Написана под влиянием фильма «Easy Rider» (1969). Благодаря видеоклипу, стала всесоюзным хитом и одним из основных байкерских (в 80х – «рокерских») гимнов. На трибьюте «Секретные Материалы» (2003) исполнена (очень плохо) гр. ЧАЙФ. Вошла в компиляцию «Дорожные Песни Страны» (2003).
«Леонидов и Фоменко стали сочинять вместе. Некоторые песни подписаны одним автором, («Ленинградское время» и «Домой» – Максим Леонидов, а «Беспечный ездок» и «Блюз бродячих собак» - Николай Фоменко), но это – не более, чем условность. Просто так определяли песни по тому, кто поёт. Чаще всего возникала какая-то интересная тема, которая впоследствии забрасывалась, а соавтор её продолжал» (А. Заблудовский).
«Композиции альбома (в сравнении с прошлыми работами ансамбля) сложнее по своей гармонии и богаче оттенками, рассчитаны на более сложное восприятие, несут в себе далеко не спекулятивный, ставший обязательной данью нашему неспокойному времени, социально-сатирический заряд. Наверняка мало кого оставят равнодушными песни с пластинки: “Беспечный ездок” и “Блюз бродячих собак”, “Ветер новых дней” и само “Ленинградское время”» (С. Муравьев)
42. E.S.T. “Гуляй-Поле”. Ж. Сагадеев. Альбом «Злой Рок» (2003), перезаписана на альбоме «Подъем!» (2005). На втором варианте подпевал Ю. Забелло (гр. МАФИЯ). Апофеоз увлечения Сагадеевым анархистско-махновской тематикой (Махно родился в селе Гуляй-Поле).
«Этот второй вариант получше, наверное... хотя в первом были такие забавные дудки» (Ж. Сагадеев)
«После работ группы ЭСТ ("Гуляй-Поле" и "Катюшу", думаю, все слышали!) всякие попытки выставить русское искусство только в виде "дура-деревня" мне противны» (неизвестный автор)
41. КУКРЫНИКСЫ “Дороги”. А. Горшенев. Записана в 2001 году для компиляции, вошла в альбом «Раскрашенная Душа» (2002). Один из основных рок-хитов начала тысячелетия, несколько недель находилась на 1-м месте «Чартовой Дюжины» на «Нашем Радио».
«В основном - это душевные переживания, особенно в текстах. Психологические варианты размышлений. Вот в песне "Дороги", например, реальная проблема молодёжи присутствует. Там парень говорит, что хочет лучшую, лучшую девушку. И ищет её. А когда находит, то получается, что она тоже искала лучшего парня, а он таким не является. Проблемы молодёжи нас на самом деле очень волнуют и интересуют» (А. Горшенев)
«Первое впечатление - музыка душевная... Посудите сами: душевные, как в "Дорогах", и в то же время драйвовые гитары; характерные поп-панк-ритмы от ритм-секции и специфический –- все это причудливо смешивается с традиционной русскороковой лирикой (а это, как-никак, самая душевная лирика в мире)» («Music.com.ua»)
40. ВОСКРЕСЕНЬЕ “Кто Виноват”. А. Романов. Написана в 1976 г. и вошла в репертуар первой группы Романова, КУЗНЕЦКИЙ МОСТ. Когда Романов начал сотрудничать с Е. Маргулисом и С. Кавагое, покинувшими МАШИНУ ВРЕМЕНИ, он принес им эту песню. Дебютный альбом ВОСКРЕСЕНЬЯ (который также иногда называется «Кто Виноват») был записан в 1979 за две недели в студии ГИТИС и сразу же имел ошеломительный успех. Песня вошла в ротацию «Radio Moscow World Service» и дошла до пятой строчки в хит-параде «Московсого Комсомольца». Через два года была переаранжирована и перезаписана с новым составом для второго альбома, «Воскресенье II» (1981). Также может быть услышана на концертных записях группы. Вскоре было раскручено т.н. «дело ВОСКРЕСЕНЬЯ». Романов угодил в Бутырскую тюрьму по обвинению в незаконном распространении записей на девять месяцев, а у звукорежиссера А. Арутюнова дома произвели обыск и конфисковали оригинал второго альбома. Тем не менее, альбом выжил и был выпущен на виниловой пластинке в 1992 году, став лидером в списке «Звуковой Дорожки». Песня прочно вошла в репертуар народной гитарной самодеятельности.
«Изначально песенка была о несчастной любви, о чём-то таком… Я сделал так, чтобы не в лоб, а намёком говорилось о том, что ты, товарищ, не жалуйся, не ной, а вставай и делай что-нибудь. Вот с таким пафосом с тех пор и исполняю» (А. Романов).
«До Романова и Никольского в русскоязычном роке царствовала слепая и безоглядная вера в перемены к лучшему, очень свойственная русскому менталитету. Дверь в мир, в котором не всегда возможна победа добра, в отечественном роке открыло именно Воскресенье. Строка “...а ты все ждешь, что ты когда-нибудь умрешь!” стала первым пессимистическим гимном отечественных хиппи» (А. Липатов)
39. АРИЯ «Герой Асфальта». С. Маврин, В. Дубинин – М. Пушкина. Заглавная песня альбома «Герой Асфальта» (1987), в дальнейшем появлялась на живых альбомах, сборниках, и различных хит-парадах. Вначале альбом планировалось назвать по песне «На Службе Силы Зла», но фирма «Мелодия» испугалась такого грозного названия и переименовала альбом по песне «Герой Асфальта».
«Песня эта появилась на основе риффов Маврина и мелодики Дубинина. Маврин принес ее с собой из "Металлаккорда", а Дубинин придумал для иную, совершенно новую вокальную линию, Идея песни и сам текст оформились у Пушкиной буквально на следующий день – Маргарита всегда была без ума от людей на мотоциклах» (Д. Трой, ADOLF CASTLE)
«В этой песне, прежде всего, хочется отметить удачную находку Арии – гитарный рифф в аккомпанементе куплета, на котором держится вся вещь. Рифф, я бы сказал, боевой, и в сочетании с галопирующим басом вызывает желание в лучшем случае, сесть за руль “Харлея”, а в худшем – повторить подвиг Александра Матросова» (неизвестный автор)
38. АЛИСА “Все В Наших Руках”. АЛИСА – К. Кинчев. Альбом «Шабаш» (1990, вышел в 1991). Написана 23 сентября 1990 года, впервые исполнена на следующий день, на концерте памяти В. Цоя. По некоторым журнальным опросам, названа «Песней Года». Должна была стать заглавной песней пластинки-сборника, выпущенной в помощь заболевшему болезнью Бехтерева музыканту Саше Чернецкому (гр. РАЗНЫЕ ЛЮДИ), но пластинка так и не была выпущена по экономическим причинам. С тех пор группой исполняется очень неохотно.
«Для нас "Шабаш" значил очень много. Это, прежде всего, смерть Саши Башлачева и его отпевание. Весь альбом об этом. Меня он долго мучил и, поэтому, вышел таким нервным и психически тяжелым» (К. Кинчев)
«Важнейшим источником эстетики контркультуры является советская песня. С одной стороны, она становится объектом пародии, осмеяния. И в то же время очевидно типологическое сходство с революционными и гимническими песнями. Этот общий корень особенно заметен там, где рок не разрушает, не критикует, не клеймит, а утверждает. В тексте "Все в наших руках" Кинчева слышны поразительно знакомые интонации революционных песен 20-х гг.» (И. Кормильцев / О. Сурова)
37. НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС “Гороховые Зерна (Хлоп-Хлоп)”. В. Бутусов – И. Кормильцев, В. Бутусов. Альбом «Разлука» (1986), появилась также на живом альбоме «Некомуникабельность» (1989). Один из символов поколения, она тем не менее не получила мега-известности других песен «Разлуки». После первого распада НАУТИЛУСА и до середины 90х не исполнялась вообще, но впоследствии периодически звучала на концертах Бутусова, в том числе в акустическом оформлении.
«С наступлением весны Бутусов немного успокоился, вошел в гармонию с окружающим миром, и репетиции возобновились с прежней силой. В это время им были написаны новые песни, в частности, «Шар цвета хаки» и «Хлоп-хлоп». По определению Бутусова, это была молодежная злоба на собственное здоровье и положение молодых специалистов, а также одна из тех крайностей, в которые я впадал в то время по отношению к армии» (Д. Умецкий)
«После исполнения этой едкой песни в Новосибирске попытались методами конструктивной критики воздействовать на свердловских музыкантов. За многие годы мы, признаемся, привыкли слышать о себе совсем иную правду — фанфарно-победную, и слух болезненно воспринимает отступление от ее канонов» («Огонек»)
36. ЛЮБЭ “Атас!”. И. Матвиенко – А. Шаганов. Альбом «Атас!» (первоначальное название альбома – «Мы Будем Жить Теперь По-Новому», 1989). Группа была задумана Матвиенко как коммерческий проект с легким национал-патриотическим уклоном и фолк-рок подачей, по его характеристике – «селедочка с прянностями». Сначала на ТВ и радио были запущены песни «Дуся-Агрегат» и «Рулетка», но именно «Атас!» занял все верхние строчки в хит-парадах и принес ЛЮБЭ всенародную известность. Одеть гимнастерку Расторгуеву на видеоклип посоветовала А. Пугачева, сказав: «Если песня про Жеглова и Шарапова», надо быть в военной форме». Забавный факт: в 1990 в Харькове, Расторгуев вышел на сцену вместе с гр. ДДТ и спел с ними «Мама, Я Любера Люблю». Песня вошла в саундтрак гоблинского перевода «Две Сорваные Башни».
«Этот шлягер, кстати, можно было расценить как злобную антисоветчину. Строчка "Хлеба нет, а полно гуталина" была, по сути, картинкой из жизни конца 80-х, а "глумится горбатый главарь" многие понимали как намек на Горбачева» (А. Юдин)
«По легкости и мелодичности вроде бы попса, а драйв и тексты как у хороших рок-н-ролльщиков» (В. Полупанов)
«Это моя любимая группа. Если 15 лет группа существует и не теряет своего класса - значит, они настоящие, это значит, что они делают то, что нужно для народа"» (Н. Михалков)
35. АКВАРИУМ “Город Золотой”. Музыка Франческо Де Милано (XVI век), слова А. Хвостенко и А. Волохонского. Саундтрек к/ф «Асса» (1988). Одна из немногих прямых програмных каверов АКВАРИУМА. На концертах – одна из самых часто требуемых песен АКВАРИУМА.
«С песнями Хвостенко я познакомился году в 1976-м. "Город золотой" я услышал от Лени Тихомирова, который пел ее в спектакле "Сид". Я запомнил эту песню, и она какое-то время в голове у меня сидела - и все... А потом я начал ее петь, и мне понравилось ее петь, и постепенно она заняла место в нашем репертуаре. Собственно, это была единственная не наша песня, которую мы пели вообще за всю жизнь "Аквариума". И только потом, гораздо позже, выяснилось, что написали эту песню Хвост с Волохонским. Сначала я этого не знал» (Б. Гребенщиков).
«Меня очень удивило, что молодежь меня знает и помнит мои песни. Конечно, в первую очередь, я должен благодарить за это Бориса Гребенщикова, который в течение долгих лет пел мою песню "Город Золотой"... вообще-то она называется "Рай"» (А. Хвостенко)
34. ТЕЛЕВИЗОР “Уходи Один”. М. Борзыкин. Альбом «Дым-Туман» (1994), также на альбоме «Живой» (1996). С 1992 года – постоянный концертный номер группы.
«– А есть ли возможность избежать этих иллюзий, или всё, выхода нет, эта действительно "планета для виноватых"?
– Скорее всего, "уходи один". Я считаю, что если ты справишься с собой, то и планете будет лучше. Сейчас у человечества какой-то переходный период. Мы несовершенно устроены» (М. Борзыкин)
«Насчет «Уходи Один»... я хорошо отношусь к сумасшедшему Ницше, но не пытаюсь провести параллели. Во всяком случае, я себя не считаю литературным поэтом, никогда не ставлю образ во главу угла и очень редко пишу от чьего-либо имени, от имени образа, который я сам придумал. Это всё со мной происходит, а не с каким-нибудь террористом Помидоровым» (М. Борзыкин)
33. КИНО “Кукушка”. КИНО – В. Цой. «Кино» (общепринятое название – «Черный Альбом», 1990). Акустическая болванка с песнями для нового альбома была записана Цоем и Каспаряном в Юрмале, в июле-августе 1990 года. 15 августа Цой погиб в катастрофе. Демо-кассета с его голосом уцелела чудом в багажнике. Каспарян и Тихомиров доработали и аранжировали эти песни, выпустив их как заключительный альбом КИНО. По результатам опроса газеты "Московский комсомолец" он был назван лучшей пластинкой 1990 года. Песня «Кукушка» исполнена на трибьюте «Кинопробы» (2000) дважды: Земфирой и БИ-2.
«По материалу - и музыкальному, и поэтическому - это, возможно, лучший альбом группы» (А. Троицкий)
«Песни Виктора Цоя с последних альбомов невозможно слушать, почти каждая из них полна какого-то предчувствия, будто бы он знал и видел что-то особое, понятое нами лишь теперь. Лишь теперь, когда его не стало...» (неизвестный автор)
32. ДДТ “Черный Пес Петербург”. Ю. Шевчук. Заглавная песня концертного альбома «Черный Пес Петербург» (1992), также на концертном альбоме «Два Концерта: Акустика» (2001). Символ эпохи, Россия начала 90х.
«Шевчуку было суждено сочинить замечательную рок-балладу о городе, облетевшую впоследствии всю страну и ставшую символом нового Питера» (С. Волков)
«Эта песня, как мне думается, может стать со временем вообще самой главной песней о Питере — ничего пронзительнее и глубже лично мне об этом городе слушать не приходилось» («Музыкальная Газета»)
31. ЧИЖ & КО “На Поле Танки Грохотали (Песня Танкистов)”. Г. Портнов – В. Суслов. Военная песня 40х годов, была открыта для широкой публики в к/ф «На Войне Как На Войне» (1968, без двух первых и двух последних куплетов), потом появилась в «Старых Песнях О Главном» в том же виде. Впервые записана с участием Сергея «Чижа» Чигракова на первом альбоме МИТЬКОВ (1996) уже целиком, что сильно снизило пафос и повысило цинизм. Переписана Чижом для альбома каверов «Бомбардировщики» (1997), с тех пор исполняется на всех концертах и вошла в концертный альбом «Новый Иерусалим» (1998).
«"На поле танки грохотали" Чижа была раскручена настолько хорошо, что не слышал ее, наверное, только глухой» (неизвестный автор)
«Сначала Чиж спел, что «машинист с переломанной ногою и весь ошпарен кипятком», а позднее спел на этот же мотив именно о танках (которые на поле грохотали)» (С. Приходько)
30. ВА-БАНК “За Гагарой С Черным Пером”. ВА-БАНК – А. Скляр, по идее В. Пелевина. Альбом «Нижняя Тундра» (1999). Концептуальный альбом, по одноименной повести Пелевина. Один из лучших российских блюзов.
«Начиналось все это так: Скляр позвонил Пелевину и сказал: "Мы - Ва-Банк, не могли бы вы написать рассказ? А мы напишем на него альбом". Нормальная московская наглость, у нас иначе жить нельзя. После многочисленных созвонов Пелевин сказал что идея его подвязала и он попробует что-нибудь написать. Что то около двух месяцев ушло у него на создание литературной части проекта. Музыкальная составляющая проекта в основном была написана, когда начались чистые мытарства с записью альбома (августовский кризис). Когда часть песен была записана, Ва-Банк показал их Пелевину. Тот сказал: "Мне нравится, это отвечает нашей идее". В итоге, только на студийную работу ушло примерно 1,5 года...» («FUZZ»)
«В случае с “Гагарой” слышится Высоцкий и Веничка Ерофеев. Прикольно, что Пелевин в конце рассказа выделил несколько фраз, которые назвал "понятия". Это маленькие темочки, которые могли стать, с его точки зрения, темой песен. Часть из них использовалась, часть - нет. И "Где-то между Кремлем и Курским вокзалом, за гагарой с черным пером" выделил сам Пелевин. Скляр говорит: "О книге "Москва - Петушки" я с Виктором никогда не говорил, но если такая связь чувствуется - это очень приятный факт, мы все с колоссальным пиететом относимся к этой эпической поэме. Нам близки люди, которые пишут иронически о трагическом. Возможно, это и объединяет с Веничкой Пелевина, и многих других". Истинно так» («Ухо»)
«– Ну если ты так спешишь, иди, — сказал старик. – Только помни, что из города Москвы невозможно выбраться. Старики говорят, что как ни петляй по тундре, все равно будешь выходить или к Кремлю, или к Курскому вокзалу. Поэтому надо найти белую гагару с черным пером в хвосте, подбросить ее в воздух и бежать туда, куда она полетит. Тогда сумеешь выйти на волю» (В. Пелевин)
29. ПРОХОДНОЙ ДВОР “Сказка О Карле, Короле Рок-н-Ролла”. Ю. Наумов. Альбом «Блюз В 1000 Дней» (1986), также на живом альбоме «Рожден Чтоб Играть» (2003). На всем альбоме Наумов исполнил партии всех инструментов. Все песни альбома были написаны Наумовым во временном промежутке с 83-го по 86-й год – приблизительно около тысячи дней. «Карл» стал первым (из немногих) хитов Наумова, но сам Наумов вскоре начал дистанцироваться от этой песни, считая ее хуже других, и наконец перестал исполнять вообще. Тем не менее, во второй половине 90х, Наумов примирился с «Карлом» и снова включил его в репертуар – к радости поклонников.
«Я писал эту песню достаточно долго – с января по апрель 85-го года, собирая ее буквально по кусочкам. Начиналась она с конца, когда мне в голову пришла шальная фраза: "если ты не эстет в ожиданьи конца". По ассоциации с ее продолжением –"лей кастет из свинца и налей-ка винца" – я вспомнил про каламбур о Кларе и Карле и принялся "разматывать" песню, исходя из него. Начиная с третьего куплета "Карл" писал себя сам". "Карл" в очень славной и доброй манере зафиксировал сленг того времени, но его слишком возлюбили в ущерб другим непризнанным композициям. Я был отчаянный, злой, энергичный, и у меня уже тогда были песни более глубокие и достойные"» (Ю. Наумов)
«На альбоме именно "Карл" оказался апофеозом - не только по владению литературным слогом и виртуозности обращения с гитарой, но и по степени внутреннего надрыва» (А. Кушнир)
28. БРАВО “Верю Я (Мой Чудный Мир) (Белый День)”. И. Сукачев – С. Бритченков. Альбом «Браво» (1984). Написана товарищами Е. Хавтана по его предыдущей группе, ПОСТСКРИПТУМ. Через месяц после записи дебютного альбома правоохранительными органами был сорван концерт, группа разогнана, а Ж. Агузарова, после ночи в СИЗО, выдворена из Москвы в Сибирь. После реформирования группы в 1986, песня была исполнена на концерте А. Пугачевой «Счет 904» и вышла в телеэфир, создав группе всесоюзную популярность. Впоследствии вошла в сольные репертуары обоих В. Сюткина и Ж. Агузаровой. Песня исполнена Сукачевым в 2004 на фестивале в пользу жертв Беслана.
«Вскоре от всего «Постскриптума» остались только Кузин с Хавтаном, а от репертуара - композиция «Верю я», текст к которой написал басист Сергей Бритченков на музыку Сукачева. Первоначально эта песня звучала чуть ли не в духе Smokie, но Хавтан немного подкорректировал мелодию и сделал из нее реггей» (А. Кушнир)
«В отличие от поздних «вылизанных» записей, сделанных в студии, звук на этой пленке получился, конечно, уникальным. Где-то нестройно поет Жанна, где-то криво сыграны инструментальные подкладки, но настроение и дух времени этот альбом передает очень достоверно» (Е. Хавтан)
«Интонация очень искренняя, подчас выстраданная, в особенности в лирических монологах, таких как «Верю я» С. Бритченкова — И. Сукачева, какая-то трогательная, но бывает и аккуратно-ученической, неуверенной, что ли...» («Музыкальная Жизнь»)
27. МАШИНА ВРЕМЕНИ “Поворот”. А. Кутиков – А. Макаревич. Альбом «Десять Лет Спустя» (1987), также на различных компиляциях и концертных альбомах. Написана в 1979 году. Одна из немногих песен МАШИНЫ с основным вокалом Кутикова. В 1981, в хит-параде «Московского Комсомольца», обьявлена «Песней Года». Она продержалась на первом месте 18 месяцев, но все это время группа не имела права исполнять ее на концертах, т.к. она не была залитована (Росконцерт не посылал ее в ЛИТ, так как имел сомнения насчет того, какой поворот имеется в виду).
«"Поворот" – призыв сохранять верность самому себе в условиях неизбежных жизненных "поворотов"» («Студенческий Меридиан»)
«Концерт заканчивался знаменитой песней «Поворот». Андрей Макаревич предложил публике положить руки друг другу на плечи и помогать музыкантам, раскачиваясь и подпевая. На мои плечи легла рука соседа, симпатичного мальчугана лет четырнадцати. При этом он посмотрел на меня извиняющимся взглядом. Я тоже положил руку на его почти детское плечо. "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке",— вспомнилась мне другая песня другого времени.
Мы себе давали слово —
Не сходить с пути прямого,
но, так уж суждено!
И уж если откровенно —
Всех пугают перемены,
Но, тут уж все равно!
"И это тоже про меня,— думал я, раскачиваясь с мальчуганом под эти нехитрые слова.— И меня пугают перемены, и я боюсь этих новых поворотов жизни, этих новых поколении, выныривающих навстречу на своих мопедах, со своими песнями..." Зал качался рядами — влево-вправо, влево-вправо. Яркие световые зайчики, отраженные зеркальным шаром, подвешенным к потолку, скользили по лицам, вырывая из тьмы сцепившиеся шеренги, которые с ревом ходили туда-сюда, как огромные шатуны неведомого механизма.
Все были вместе — и каждый сам по себе» (А. Житинский)
26. АКВАРИУМ “Старик Козлодоев”. Б. Гребенщиков. Альбом «Треугольник» (1981), перезаписана для саундрека к/ф «Асса» (1988). В самом фильме ее исполнял персонаж Сергея «Африки» Бугаева – Мальчик Бананан – с комментарием персонажа Говорухина: «Песня посвящается мне?» и ответом Бананана: «Вам!». На трибьюте «Небо И Земля» исполнена О. Гаркушей.
«Соловьев поставил фильм о рок-культуре. Но не о той, конца 70-х - начала 80-х, по которой скорбим, а о нынешней, образца 87-89 годов. О той рок-культуре, в которой "Старика Козлодоева" (автор - Гребенщиков) будет петь Сергей Рыженко, а рот в кадре открывать станет Африка. О той рок-культуре, когда все на вынос, все на продажу.» (неизвестный автор)
«Я вообще тексты плохо запоминаю. Вот недавно было пятидесятилетие Бориса Гребенщикова, где мы участвовали. И мы должны были исполнить песню "Старик Козлодоев". Но поскольку мы только прилетели, и сразу нас в Кремль привезли, и у меня не было времени даже записать текст, тем более, что там и не та обстановка была, мне пришлось наложить на музыку "Старика Козлодоева" – там тоже в трех четвертях развиваются события… В результате мы с Сакмаровым исполнили песню:
"С причала рыбачил апостол Андрей,
А Спаситель ходил по воде
Тить-фить, тить-фить…".
И вот это классно получилось. И потом мы после этого уже такой симбиоз сделали:
"Сползает по крыше старик Козлодоев,
А Спаситель ходил по воде…".
Вот мне кажется, это вполне абсурдное стихотворение» (В. Бутусов, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС)
25. КРЕМАТОРИЙ “Таня". А. Григорян. Впервые записана на акустическом альбоме «Винные Мемуары» (1983), перезаписана сначала на альбоме «Иллюзорный Мир» (1986), а потом на пластинке «Живые И Мертвые» (1989), для которой текст был слегка изменен.
«– Некоторые утверждают, что одна из самых известных ваших песен, «Таня», была посвящена подруге клавишника Димы Бродкина, игравшего с вами в 80х.
– О, Дима Бродкин – это наш первый директор, он для меня был как Брайан Эпштейн, менеджер Битлз. Жену его тоже звали Таня. Но песня не о ней. Та Таня была моим первым поводырем в эротический мир, и песня получилась своеобразным выплеском сексуальной энергии. Если бы речь шла о Тане Бродкина, то Дима меня давно бы убил. Это совершенно другая девушка!
– Вы сейчас общаетесь с ней?
– Нет. Она, конечно, не умерла, как поется в песне. Я надеюсь, что она жива, но
в какой-то момент случилась неприятная история, о которой я с неохотой вспоминаю, потому что она не красит ни меня, ни мужчин вообще. Однажды Танечка пришла домой с арбузом в руках, а мы были в таком странном настроении... Не знаю, какая муха меня тогда укусила, но когда этот арбуз упал на пол и раскололся на две части, одну половину я с идиотской гордостью надел ей на голову. После этого дверь захлопнулась, и больше мы ее не видели. То, что я делал впоследствии, было извинением за мое поведение» (А. Григорян)
«Другая мертвая подруга лирического героя — Таня из одноименной песни Крематория. О ней нам известно то, что она жила в комнате со старинным патефоном, телефоном и железной кроватью. Любила Rolling Stones, Janis Joplin, T. Rex и Doors. В ее комнате на стене герой нарисовал облака и крылатых животных. С ней герой спал. Утром она говорила ему о “тайне сна” и о том, “что все в конечном счете расстает без следа”. Ему “жаль, что она умерла”. Он повторяет это неоднократно. Мертвая подруга — это средство познания смерти, призрак, ангел, красавица, спящая в хрустальном гробу» (Е. Дайс)
24. АРИЯ “Воля И Разум”. А. Большаков – А. Елин. Альбом «С Кем Ты?» (1986). Первый хит группы Ария. Написана А. Большаковым, который вскоре покинул АРИЮ и запретил оставшимся «арийцам» играть его песни, после чего песня надолго исчезла из репертуара группы. Большаков перезаписал ее со своей новой группой МАСТЕР на альбоме «Мастер» (1987) и песня вошла в репертуар МАСТЕР. АРИЯ вновь начала исполнять эту песню лишь с конца 90х. В третий раз «Воля И Разум» была перезаписана в 2005 году АРИЕЙ с новым вокалистом А. Беркутом, а также с гостевыми вокалами В. Бутусова, братьев Самойловых, К. Кинчева, и Ю. Шевчука, плюс Большаков на гитаре, и вышла как сингл. На трибьюте «Трибьют Арии» (2001) исполнена дважды: гр. E-ZONE и GODS TOWER.
«Чего стоит одна "Воля И Разум" – настоящий металлический гимн! Менты на концертах были просто в растерянности. Да и что им оставалось делать: они толпу дубинками лупят, а толпа в ответ орет: "Воля И Разум!!!"» (Д. Трой)
«Большаков иногда действительно бывает способен на шедевры. «Воля И Разум», например» (В. Холстинин)
23. НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС “Я Хочу Быть С Тобой”. В. Бутусов – В. Бутусов, И. Кормильцев. Написана в 1987, исполнялась вживую и вошла в альбом «Подьем» (1987), записана в студии на альбоме «Князь Тишины» (1988). Одна из самых популярных российских рок-баллад, породившая множество легенд (по одной из них Бутусов написал ее на смерть дочери). На трибьюте «Отчет За 10 Лет» исполнена Б. Гребенщиковым.
«После съемок выезжали к тому же Лехе на квартиру, где мероприятие продолжалось до утра. Там-то однажды и предложил Слава спеть новую песню. Друзья согласились. Слава взял гитару и в довольно непривычной для себя манере стал петь:
"Я пытался уйти от любви,
Я брал острую бритву и правил себя...
Я укрылся в подвале, я резал
Кожаные ремни, стянувшие слабую грудь...
Я хочу быть с тобой..."
Пел старательно, с чувством, по окончании установилась в комнате продолжительная пауза, первым слово взял Белкин:
-- Ну это полное г..но!
Слава несколько опешил, однако друзья поддержали вышеприведенное мнение, и через полчаса выяснилось, что такой дерьмовой песни Слава в жизни своей не писал... Еще через полчаса Слава надрался до такой степени, что неоднократные попытки усадить его в такси и отправить домой увенчались полным провалом, спал на кухне, под газовой плитой. Как бы то ни было, Слава мнения друзей уважал, так что в результате "дружеской пирушки с обсуждением" песня чуть было не отправилась "в корзину". Только через полгода, 3 мая 1987 года, "Нау" впервые решились сыграть эту песенку, при этом чувствовали себя как-то неловко, робко интересовались у знакомых: "А тебе понравилось?.." На сей раз почему-то всем и поголовно понравилось. А они почему-то не очень уже всем верили...» (И. Кормильцев)
«"Наутилус" меж тем был единственной суперпопулярной поп-группой музыкальных 80-х: именно они по-настоящему "проснулись знаменитыми" в 1987 году, после того как их бесхитростная и теперь уже хрестоматийная "Я хочу быть с тобой" зазвучала вдруг сразу и отовсюду - со всех каналов радиоприемников и телевизоров, из ларьков и подворотен. В отличие от питерского "Аквариума", многие годы кропотливо выгрызавшего свой путь в чертоги славы сквозь умы слушателей, уральский "Наутилус" ударил сразу, острым каблуком прямо в сердце» (неизвестный автор)
«На самую трагическую песню своей молодости «Я хочу быть с тобой» я недавно нарисовал очень прикольный рисунок. Там сидит такой маленький измученный мужчинка. Худой, со слезами на глазах, ног нет, отрубили, видимо, кровь течет... А на заднем плане такая властная женщина стоит, колоритная, толстая, с решительным лицом, руки властно расставила. И подпись -- строчка из серьезной трагической песни: «Он пытался уйти от любви». Я это называю: свежий взгляд на старые вещи. Он необходим, чтоб не сойти с ума» (В. Бутусов)
22. ЗООПАРК “Буги-Вуги Каждый День”. М. Науменко. Альбом «Белая Полоса» (1984). Самый большой хит ЗООПАРКА, тем не менее приобрел всесоюзную известность лишь благодаря каверу СЕКРЕТА с их диска «Бит-Квартет Секрет» (1986).
«Подобно Монголии, совершившей скачок из феодализма непосредственно в народную демократию, советский "авторский" рок, сразу зарубившись в "хард", "арт", "психоделик" и последующие «волны», практически миновал в своем развитии базисный этап: рок-н-ролл. "Зоопарк" задним числом заполняет эти зияющие пустоты» (А. Троицкий)
«Мысли съежились до лаконичности, которой позавидовал бы даже Буратино, но с постоянством испорченной пластинки в голове звучала одна и та же фраза: “Я могу танцевать буги-вуги до утра”» (Е. Федоров)
21. АЛИСА “Театр Теней”. АЛИСА -- К. Кинчев (под влиянием The Cure). Альбом «Шестой Лесничий» (1989). По некоторым журнальным опросам – Песня Года, она стала культовой среди алисоманов, и тем не менее редко исполняется группой на концертах.
«На создание этой песни Кинчева вдохновила в своё время "Kyoto Song" - тёмная, мрачная и предельно минималистичная композиция легендарных готических пост-панков The Cure... Ночь, сон, огонь, тени, кино - ключевые слова песен, собранных в "Театре теней". В каждой из них живет хрупкая тишина предрассветного часа» (Студия Союз, 2004)
«Это моё тогдашнее увлечение группой The Cure; я не устоял от соблазна использовать гармонию и мелодию известного коллектива. Соответственно, и по сей день обьявляю, что автор музыки – я и группа The Cure. Почему я? Потому что вторая часть развития этой песни, это уже моя додумка, потому что оттолкнулись от The Cure, а дальше меня понесло, так скажем» (К. Кинчев)
20. АГАТА КРИСТИ “Viva Kalman!” Бр. Самойловы. Альбом «Коварство И Любовь» (1989). Видео на эту песню было снято А. Разбашем и показано в программе «Взгляд». Единственная песня с этого альбома, до сих пор исполняемая группой.
«Это одна из редких песен, которые появляются молниеносно, т.е. буквально я проснулся, и у меня в голове она была проиграна, и я ее записал в ноты. А потом Глеб предложил просто уже, так сказать, сценарий текста, который я, как мог, озвучил. Но еще до этого существовал этот проигрыш, из другой песни Глеба, которая не прижилась абсолютно, а вот я изъял его и вставил в свое произведение очень органично... Я, наверно, больше все же "Летучую мышь" ассоциирую, когда "оперетта" говорят. Причем не просто в музыкальном смысле, а прямо лицо Соломина мне на экране видится, в киноверсии. Да, у меня оперетта со Штраусом ассоциируется, и почему "Вива Кальман" - я до сих пор не понимаю...» (В. Самойлов)
«Я впервые увидел и - так уж получилось - услышал "Агату Кристи", одну из наиболее ярких групп "свердловского разлива". О, незабываемая "Viva Kalman!"... Нет, меня не ударило током, я не потерял дар речи. Все было более или менее обыденно - просто в поле моего зрения попала еще одна группа, достойная того, чтобы найти ее альбом и послушать. Позже я неоднократно возвращался к этому моменту и находил весьма примечательным, что мое знакомство с "Агатой Кристи" началось именно со слова "клоун". Как-то раз в школе нам говорили, что фигура клоуна в человеческой культуре занимает значительное и очень неоднозначное место. С одной стороны - это балагур, шутник, весельчак. С другой - лицедей, артист, человек, владеющий искусством перевоплощения. Клоун - это символ скрытой власти над людьми, знание их слабых струн и тайных пороков и умелое использование их. Помню, мне тогда подумалось, что я и сам часто ассоциирую себя с клоуном, "дураком", надевая дурацкую одежду, делая дурацкие стрижки, крася волосы в дурацкий цвет... и при этом в душе считаю себя истинным героем. "Вечером шут, а теперь - убийца"... Все это так типично для подростка, но тогда мне казалось, что я такой один, и "Агата Кристи" озвучила мои тайные мысли, помогла мне самому разглядеть их. Впрочем, все эти переклички всплывали у меня в мозгу уже позже. Тогда я лишь запомнил название группы: "Агата Кристи"» (А. Саенко)
19. ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК “Аве, Цезарь”. Написана бардом А. Симаковым, аранжирована А. Крупновым, включившим его в программу ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА в 1988 году. Неоднократно исполнялась живьем (вошла в альбом «Последний Концерт В Кишиневе» 1988), потом была записана в студии для альбома «Стена» (1991) и перезаписана вместе со всем остальным альбомом «Стена» в 1994. После смерти Крупнова, возрожденный ОБЕЛИСК продолжает ее исполнять.
«"Песню "Аве, Цезарь" я знал года с 1987. Это не моя вещь. Ее написал бард по фамилии Симаков. Единственное что требовалось - это аранжировать ее, чтобы она подходила к нам. Что я и сделал. Заменил несколько слов и все. Проблем с этой вещью не возникало, т. к. я "вынашивал" ее очень давно» (А. Крупнов)
«Безусловно, одна из самых ярких и драматичных композиций "Черного Обелиска" за всю историю его существования.» (С. Хлебников)
18. ДДТ “Что Такое Осень”. ДДТ – Ю. Шевчук. Альбом «Актриса Весна» (1992), также на концертных альбомах «Черный Пес Петербург» (1992) и «Два Концерта: Акустика» (2001). Самая известная песня ДДТ, по сей день исполняемая по радио. Сама группа ее играет неохотно.
«Ее я написал на кладбище, в Александро-Невской лавре. Я там рядом жил в коммуналке на Синопской набережной, бродил в Лавре практически каждый день. Мелкий дождь моросил, ощущение было такой тоски, печали и колоссальной тревоги... Так грустно стало, что просто невмоготу — я всегда один — и просто она взяла так — бах и написалась. В 91-м году, в конце сентября. Вспомнилось, что ли… А летом на набережную вообще не мог выйти. Стояли — "девятки", "мерседесы", и везде орало: "Что такое Осень?", а я, как Маугли, за деревьями — не дай Бог, думаю, меня узнают. Иначе — все. Кранты. Пить придется — неделю. Понимаешь, я же говорил где-то — хорошей песне хитом на горло не наступишь. Никаким. Никакой популярностью. Это раз. А во-вторых, ну… она от души была написана, она была какой-то маленькой революцией в группе, потому что мы писали до этого какие-то тяжелые такие песни, боевые» (Ю. Шевчук)
«В этой песне в нужных пропорциях было слито все, что любили массы. Во-первых, бардовская основа песни, что в сочетании с хрипловатым вокалом давала милые сердцу народа ассоциации. Недаром пресса часто, следуя этому формальному признаку, называла Шевчука "новым Высоцким". При этом бардовская суть была упакована в энергичную и мощную рок-аранжировку, украшенную чудесным соло "дяди Миши" Чернова на флейте. Подобная гармония была достигнута и в тексте. Казалось бы, в отвлеченно-лиричную тему песни были привнесены и характерные для Шевчука гражданские нотки (недаром лучше всего врезаются в память слова: "Что же будет с родиной и с нами?"). В результате тема Осени предстает перед нами не только в фенологическом ракурсе природной зарисовки. В этом тягостном грустном наблюдении отражены и настроение автора, и дух времени» («Хайвей»)
17. КИНО “Группа Крови”. КИНО – В. Цой. Написана в 1984. Заглавная песня альбома «Группа Крови» (1988), перезаписана для сборника «Последний Герой» (1989). Использовалась в к/ф «Игла». Одна из самых популярных и часто исполняемых песен.
«Вот издалека, из хаоса, приближается звук гитары и начинается "Группа крови" - одна из лучших песен альбома с ослепительным по мелодической красоте и поэтической свободе припевом:
Группа крови - на рукаве,
Мой порядковый номер - на рукаве,
Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве...
Я вспомнил почему-то Окуджаву: "Надежда, я вернусь к тебе, когда трубач отбой сыграет". То же настроение, и гитара Каспаряна играет здесь как походная труба» (А. Житинский)
«Наверное, не было города, где парни под гитару не пели бы "Группа крови на рукаве, мой порядковый номер на рукаве..." От этой песни веет какой-то энергией действия, энергией для того, чтобы идти вперед и побеждать, побеждать благородно, предоставляя своему, пусть невидимому, противнику возможность встать и уйти побежденным» (А. Ягольник)
16. НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС “Прогулки По Воде”. В. Бутусов – И. Кормильцев. Альбом «Чужая Земля» (1992). Последний настоящий хит НАУТИЛУСА, навсегда вошедший в репертуар народной самодеятельности. Видеоклип снял А. Береснев.
«Это притча на библейские темы. Но мы не собирались напрямую цитировать Библию. Тем более, что не считаем себя достаточно компетентными в вопросах взаимоотношения космоса и человека» (В. Бутусов)
«Эта песня – о пути, который предстоит России, ее крестном пути перемен. Сначала нужно будет пройти депрессию и разруху, и только потом она сможет «гулять по воде» (доклад в Индианском Университете, 2000 год)
15. ТЕЛЕВИЗОР “Твой Папа – Фашист”. ТЕЛЕВИЗОР – М. Борзыкин. Альбом «Отечество Иллюзий» (1987), перезаписана на альбоме «Мечта Самоубийцы» (1990). Впервые исполнена на V Фестивале Ленинградского Рок Клуба в 1987 и с тех пор непременный номер всех концертов группы. Появилась на концертных альбомах «Живьем В Голландии» (1989) и «Живой» (1996).
«Смысл этой песни в том, что существует некий психологический тип людей, не способных уважать чужую свободу, желающих сделать всех похожими на себя. У нас таких людей, к сожалению, хватает. Большинство представителей старшего поколения представляются мне фашистами именно в этом смысле, И в данном случае слово "фашист" к немецким каскам никакого отношения не имеет. Повторяю, что речь идет о сформированном годами и обстоятельствами типе людей, которым изначально чужд всякий демократизм» (М. Борзыкин)
«Никогда в нашем роке еще не было песни, столь круто и безжалостно поставившей проблему "отцов и детей"» (А. Троицкий)
14. МАШИНА ВРЕМЕНИ “Костер”. А. Макаревич. Песня написана в 1983 и неоднократно исполнялась на концертах, прежде чем была исполнении С. Ротару на диске «Музыкальный Телетайп» (1986). По-настоящему записана для альбома «Медленная Хорошая Музыка» (1991), впоследствии появлялась на различных компиляциях и концертных альбомах. Также была использована в фильме «Начни Сначала». В 2001 Макаревич и гр. КВАРТАЛ записали альбом «Времянапрокат» с ремиксами старых песен МАШИНЫ, включая «Костер». 9 мая 2002 А. Макаревич выступил на Красной площади в концерте ко дню Победы, исполнив ее под гитару.
«Я считаю, что романтическое настроение - это настроение без тревог и обид, когда тебя переполняет чувства спокойствия и любви... Такое настроение у меня вызывают песня Машины Времени "Костёр"» (неизвестный автор)
«Но вот парадокс: при том, что для народа СССР рок начался именно с Машины, тексты ее песен не представляли собой чего-то принципиально нового. Давайте внимательно приглядимся к текстам Макаревича, "выключив" на время звук. На что они похожи? На целиком добротные бардовские тексты. Есть в них и басенная нравоучительность ("Вагонные споры", "Костер"), и традиционная сатира ("Старый корабль", "Марионетки"), и знакомые лирические образы ("Все очень просто"), и даже бодрый героизм ("Поворот"). Нет одного — нового качества, адекватного новой музыкальной форме. Одним словом — бардовские тексты под рок-н-ролльные ритмы, старое вино в новых мехах. При живом Высоцком тексты Макаревича никак не могли вызвать "неожиданный эффект". Но в 1980 г. звезда Великого Барда погасла, оставив после себя в духовном "космосе" страны зияющую "черную дыру". Песни Макаревича и Ко вскоре распевала вся страна. Значение МАШИНЫ ВРЕМЕНИ для популяризации советского рока было огромным, несмотря на то, что начиная с 1980-х Макаревич последовательно "сдавал" все, что ранее проповедовал» (И. Курий)
13. АКВАРИУМ “Рок-н-ролл Мертв”. Б. Гребенщиков, А. Ляпин – Б. Гребенщиков. Альбом «Радио Африка» (1983). Знаковая песня АКВАРИУМА, часто называется их лучшей, хотя по мнению многих гораздо лучше звучала на концертах начала 80х, чем на альбоме. Вся гитарная аранжировка принадлежит А. Ляпину, хотя сам он впоследствии повторял, что «по техническим причинам» сыграл самое неудачное соло в своей жизни. На трибьюте «Небо И Земля» исполнена гр. Ю-ПИТЕР.
«Часто приходилось спасаться от страстей звукозаписи на балконе студии, где, по этому случаю, и написался "Рок-н-Ролл Мертв"» (Б. Гребенщиков)
«Я, конечно, могу объяснить эту песню вплоть до единого слова, до каждой строчки, но это не имеет смысла, так как если есть противоречия, тогда возникает возможность жизни» (Б. Гребенщиков)
«Как-то раз к БГ пришел Гамлет. Он спросил: “Быть или не быть?” – “Рок-н-ролл мертв, а я еще нет”, ответил БГ.» (Н. Васин)
12. ДДТ «Ленинград (Весна)». Ю. Шевчук. Альбом «Оттепель» (1990, вышел в 1991), также на концертных альбомах «Черный Пес Петербург» (1992) и «Два Концерта: Акустика» (2001). Написана после переезда Шевчука в Ленинград в 1986 году, впервые исполнена ленинградским составом ДДТ на рок-фестивале в Подольске (1987), с тех пор постоянный номер концертных программ.
«Эта песня стала признанием в любви Ленинграду и ленинградцам» (А. Липатов)
«А вы знаете, что такое Питер? Вот идешь, а мимо тебя тень Достоевского – вжик! Ты ему: «Федор Михалыч, а давайте выпьем!», а он уже убежал. Это город мира...» (Ю. Шевчук)
11. КИНО “Пачка Сигарет”. КИНО – В. Цой. Альбом «Звезда По-Имени Солнце» (1989). Одна из самых культовых русских песен, исполняется практически в любой компании, где есть гитара.
«Экзистенциальный смысл поэзии Виктора поражает своей глубиной, ясностью и лиризмом даже тех, кто не искушен в вопросах философии, эстетики и истории литературы. Наличие в кармане некоторого количества табачных изделий становится поворотным пунктом в мироощущении Цоевского лирического героя, и дает повод для оптимистического восприятия действительности» (С. Атомоходов)
«Как то раз я пришел домой и услышал в комнате брата как играла песня (пачка сигарет), я конешно же не знал кто поет. меня настолько встревожил голос Виктора что мне захотелось еще раз послушать его, мне пришлось украть у брата катушку пленки... теперь я слушаю только его» (неизвестный автор)
10. СЕКРЕТ “Привет”. Альбом «Бит-Квартет Секрет» (1986, выпущен в 1987). Написана в 1981 году М. Леонидовым и Д. Рубиным, первым басистом СЕКРЕТА. Рубин затем покинул СЕКРЕТ и отдал песню Б. Алибасову и гр. ИНТЕГРАЛ. Тем не менее, песня вошла на пластинку СЕКРЕТА, став всесоюзным хитом. Переведена М. Леонидовым на иврит. На трибюте «Секретные Материалы» исполнена гр. МАШИНА ВРЕМЕНИ.
«Открывает сборник знаменитая песня "Привет" - бесспорный и нестареющий шедевр Леонидова. Именно она в процессе ностальгического прослушивания наводит на размышления о том, в чем, собственно, секрет "Секрета" (по признанию участников группы, именно этот вопрос сводил их с ума на пике славы, поскольку задавался неприлично часто). Рискнем предположить, что более всего в том успехе "повинно" было особенное, "подростковое" обаяние славной четверки. И лирика была у них особая: всегда с защитным прикрытием, вроде легкого эстрадного ритма в том же "Привете" (неизвестный автор)
«...песня "Привет", без которой никак нельзя. И, кстати, Дмитрий Рубин ее исполняет на концертах, и Максим Леонидов ее исполняет, вот Коля Фоменко не концертирует, поэтому он не исполняет, а если бы концертировал, то думаю что... Что касается визитной карточки, то в большей степени состояние сегодняшнего "Секрета" и лицо "Секрета" отражает песня "Пойди туда", нежели "Привет". "Привет" – это дань прошедшему» (А. Заблудовский)
9. АЛИСА “Красное На Черном”. АЛИСА – К. Кинчев. Альбом «БлокАда» (1987), записан за пять дней в студии А. Тропилло. Прочно вошла в концертную программу группы и появлялась почти на всех живых альбомах.
«Энергичные хард-роковые риффы сами музыканты объясняли как возврат к рок-н-ролловым корням» («Мелодия» 1990)
«В этой песне – сплошное и ничем не смущающееся язычество, заклинание стихий, пляски жизненной силы, не злой и не доброй. Национальное, коренное рассматривается с высоты, с которой оно само, может быть, только частность в общем узоре бытия. Крепкие, хорошо сколоченные образы, хлесткие лозунги расплываются в какое-то космическое бормотание, где жизнь круто замешана, сплетена в клубок судеб, страстей, уродств, красот, путей, событий...» (Т. Москвина)
8. АРИЯ “Кровь За Кровь”. В. Холстинин, В. Дубинин – М. Пушкина. Заглавная песня альбома «Кровь За Кровь» (1991), впоследствии на многочисленных концертных альбомах группы.
«"Кровь За Кровь" - вершина "арийской" готики, высаженной на нашу клюквенную почву» («Московский Комсомолец»)
«Центровая вещь альбома повествует о судьбе пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата и его бесславном конце. Пушкина припомнила одну старинную швейцарскую легенду о том, как накануне Страстной пятницы Пилат пытается покончить с собой, бросившись в Женевское озеро. (Сказание явно кальвинистского происхождения - ну с какой стати Пилат поперся бы купаться в Швейцарию, других мест, что ли, нет!)... Дьявол не отпускает его с миром: вновь и вновь он вытаскивает неудачливого самоубийцу со дна, снова заставляя его страдать за несправедливость казни на Голгофе... Настоящим шедевром стало соло Сергея Маврина. Это чуть ли нe самое эффектное мавринское соло в составе «Арии». Его акустическая гитара просто безупречна. И это несмотря на то, что играть на акустике Сергей научился в буквальном смысле специально ради этого соло» (Д. Трой)
7. КИНО “Перемен”. КИНО – В. Цой. Написана в 1987 году, но не вошла в новый альбом КИНО из-за разности в стилистике. Записана для саундтрека к к/ф «Асса» (1988), перезаписана для французской пластинки «Последний Герой» (1989). После этой песни КИНО стал приписываться имидж «революционеров», несколько им чуждый, о чем Цой говорил неоднократно. Тем не менее, в конце 80х песня была неизменным концертным номером КИНО. На трибьюте «Кинопробы» исполнена гр. МУЛЬТФИЛЬМЫ.
«И эту песню воспринимают – до сих пор – как гимн перестройки. И сам Цой тоже долгое время ассоциировался с самим пафосом демократии, гласности, нового мышления…. Его образ как-то политизировался. Бунтарь, герой…» (О. Федорова)
«В одной из популярнейших песен Кино, "Перемены," многие в ее осмыслении делают упор именно на ключевые слова: "Перемен! Мы ждем перемен!". На самом деле основное содержание, может быть, всей философии Цоя, содержится в двух "незаметных" строчках. Они, по-моему, являются основными звеньями той цепи, соединяющей сердца тех, для кого концепция "киношников" является своей жизненной концепцией: «И больше нет ничего, все находится в нас...»» (М. Шлямович)
6. НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС “Круговая Порука (Скованные Одной Цепью)”. В. Бутусов – И. Кормильцев. Альбом «Разлука» (1986), перезаписана для альбома «Князь Тишины» (1988) и живого альбома «Некомуникабельность» (1989). В оригинале текста стояла строчка «За красным восходом – коричневый закат», которая была изменена по само-цензурным соображениям. Знаковая песня протеста в ту эпоху, со временем не утратившая ни актуальности ни популярности.
«Эта песня замышлялась как программа к действию, где очень много всего сказано и недосказано. Сейчас же [1988] для себя мы решили, что «Скованные одной цепью» — словно точка в подведении итогов. Надо исправлять ошибки» (В. Бутусов)
«Важно другое: как рокеры ни боялись, власти не реагировали. Одному Богу известно, почему все-таки в то, на демократию не слишком жирное время, ни малейших гонений в отношении "Скованных" так и не последовало. Хотя к выступлениям текст еще переписывали, пытались что-то поправить... А несколькими годами позже один из бывших партийных, человек грузный и умный, случайно наткнулся на запись "Скованных", чутко выслушал до конца, вздохнул и признался с виноватой улыбкой: "Как они тогда смогли? До сих пор жутко становится." Как знать, быть может и их прокачало?» (И. Кормильцев)
«Я до сих пор считаю, что "Наутилус" очень много сделал для России тем, что в песне "Скованные одной цепью" музыканты точно назвали заболевания общества, перечисляя их в каждой строчке - назвали беса по имени» (Б. Гребенщиков, АКВАРИУМ)
5. АКВАРИУМ “Поезд В Огне”. Б. Гребенщиков. Саундтрек к/ф «Черная Роза – Эмблема Печали, Красная Роза – Эмблема Любви» (1988). Н. Кириловой был снят видеоклип, один из первых видеоклипов «подпольного советского рока», многократно исполнявшийся по ТВ. Стала символом АКВАРИУМА в период Перестройки. В последнее время не исполнялась. В 2005 был сделан кавер гр. BILLY’S BAND.
«Я работала тогда в молодежной редакции, а в музыкальной редакции работала Галя Самсонова-Роговицкая. Она пригласила меня к себе домой и говорит: «“Аквариум” записал очень интересную песню — “Поезд в огне”». Прослушали эту песню раз десять. Тут же родилась идея клипа. Третьим на кухне был Дюша — Андрей Романов, Галин муж, флейтист группы “Аквариум”. Я сразу сказала, что это “Наш паровоз, вперед лети!”. Моментально появилась мысль о хронике, взрыв храма Христа Спасителя, о костюмах музыкантов — тужурки, полушубки эти дурацкие... А в то время набирала силу программа “Открытая дверь”. Я там работала и через эту программу все легче было протащить... Паровоз нашел Миша Гаврюшин, ассистент режиссера. В паровозном музее, кажется... Но когда мы работали, не было ощущения, что мы делаем некую взрывную вещь. Мы, как сказали бы дзен-буддисты, оттягивались. Это был глоток воздуха» (Н. Кирилова)
«Эта вещь пришла от Дилана, и я этим горжусь... Еду я в поезде и наблюдаю, как за окном горят нефтяные вышки. И постепенно вся эта советская гарь сквозь меня ушла в песню с резким социальным протестом» (Б. Гребенщиков).
4. ДДТ “Родина”. Ю. Шевчук. Написана в 1990, получила всероссийскую известность после исполнения на концерте памяти В. Цоя. Вошла в альбом «Актриса Весна» (1992), а также в концертные альбомы «Черный Пес Петербург» (1992) и «Два Концерта: Акустика» (2001). Обязательный номер любого концерта Шевчука.
«Разве не понятен смысл этой песни? Родину любить — не березки целовать. Для нас синоним любви к Родине — не «селедки-морковки», а очень серьезное, честное отношение к ней. А уродства достаточно. Хотя достаточно и любви» (Ю. Шевчук)
«Советский режим только что рухнул, кажется, что ничего страшнее его быть не может, и Шевчуку хочется, что чтобы он никогда не вернулся, поэтому он поёт про отставных палачей и государственных шлюх, которым Родина должна не дать "закатать рукава". Шевчук поёт, что он едет на Родину. Как к нам относится Родина, Шевчук умалчивает; вместо этого – многозначительное "тра-ля-ля-ля"» (Д. Иванов)
«Это одна из тех песен, без которой, по моему мнению, не может обойтись не один концерт ДДТ. "Родина" зазвучала как всегда отрывисто и ярко и лишь один момент был в ней неожиданным... Шевчуку не понравилось, как он берет ноту в словах "долгожданная да-а-а-а-аль" и потому этот фрагмент был повторен трижды. Вот что значит работать без фанеры, и уважать слушателя: лажанул, с кем не бывает... сознайся, исправься. Это только у фанерщиков "никогда не скрипит кровать"» (С. Литвинов)
3. АЛИСА “Мое Поколение”. АЛИСА – К. Кинчев. Альбом «Энергия» (1985, вышел в 1986). Написана Кинчевым вскоре после появления его в АЛИСЕ. На литовку (прохождение цензуры) Кинчев, по совету басиста С. Задерия, принес ее с посвящением «Жертвам событий 13 мая в Филадельфии» (какой-то раздутый советской прессой инцидент в США, ныне забытый) – идеологическая уловка, которой многие пользовались. Песня сразу стала хитом. В альбомной записи этой песни принимали участие А. Куссуль (скрипка), В. Гаккель (виолончель), и А. Тропилло (блок-флейта). На запись этой и других песен альбома сильно повлияла звукорежиссерская работа Тропилло, получившая нелестную кличку «тропиллизация», в связи с чем некоторые члены группы остались ею недовольны и покинули группу. Песня обозначила АЛИСУ и Кинчева как рупор поколения и навсегда вошла в их концертный репертуар.
«В альбом вошли десять песен. Почти каждая из них – хит в лучшем смысле слова, вместе же они составляют впечатляющий цикл, в котором прослеживается единая, стержневая тема – размышления о судьбе поколения» (А. Гуницкий, АКВАРИУМ).
«Особенность моего поколения – то, что оно росло в духовной блокаде. Если хотите, в отсутствии гласности. О чем петь, как не об этом, о том, что надо быть собой, не озираясь в страхе - "как бы чего не вышло"» (К. Кинчев)
«Возможно, в нормальную голову это не лезет, но на этой песне я представлял себе, что со слушателем разговаривает Господь Бог» (А. Тропилло).
2. НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС “Гудбай, Америка (Прощальное Письмо)”. В. Бутусов, Д. Умецкий. Альбом «Невидимка» (1985), перезаписана для альбома «Князь Тишины» (1988) и живого альбома «Некомуникабельность» (1989). Одна из немногих совместных вещей Бутусова и Умецкого, написанная вскоре после их приезда из Ленинграда, где они посетили фестиваль в рок-клубе. Одна из самых популярных русскоязычных рок-песен. На трибьюте «Отчет За Десять Лет» исполнена гр. АГАТА КРИСТИ. С тех пор вошла в к/ф «Брат-2» и в репертуар группы Бутусова Ю-ПИТЕР.
«Я всегда ориентировался на эту вещь, потому что композиция была однозначно сильная. Чувство хита у меня было развито всегда, и я прекрасно отдавал себе отчет, что песня с такой тематикой будет работать очень эффектно и пробьет любые барьеры» (Д. Умецкий).
«Записав «Гудбай, Америка», музыканты и не предполагали, что как бы между прочим создали гимн своего поколения. Того самого поколения, которое понимало, что что-то из этой жизни безвозвратно уходит, но не всегда понимало, что именно. Много мистики и минора, страха перед неизвестностью, навязчивых мыслей о смерти, декадентского пессимизма, порой переходящего в самооплакивание. Щемящее ощущение взгляда из-под воды, когда сдвинуты пропорции, нарушены масштабы, а очертания размыты» (А. Кушнир)
1. КИНО “Звезда По-Имени Солнце”. КИНО – В. Цой. Написана на сьемках фильма «Игла» в 1989 году, на гитаре режиссера Р. Нугманова, была использована в этом фильме. Заглавная песня альбома «Звезда По-Имени Солнце» (1989), записанного в студии В. Леонтьева. На трибьюте «Кинопробы» исполнена В. Бутусовым, впоследствии вошла в репертуар группы Бутусова, Ю-ПИТЕР. Стала символом КИНО на пике популярности, а также символом «смерти» русского рока со смертью Цоя.
«Эта война неизбежна, и какое-то подобие ее снятия возможно, если следовать предложенной гностиками схеме: между землей и небом следует возвести иерархию сущностей, обладающих смешанной природой, отягчающихся книзу и одухотворяющихся при восхождении наверх. Такую иерархию предлагает Цой в “Звезде по имени Солнце”. В этой песне идет речь о почти вечной (продолжающейся 2000 лет) войне, которая ведется “без особых причин”. В войне погибают молодые люди, их кровь проливается на землю, и с момента их физической смерти начинается восхождение сущностей. Цой в 5–6 строках с быстротой взгляда, брошенного на небо, проводит вертикальную линию от ушедшей под землю крови до Звезды по имени Солнце» (Е. Дайс)
«Он не желал бессмысленно «воевать без особых причин», он пытался жить по другим законам и – упал, «опаленный звездой по имени Солнце» (Н. Максимова)